Подготовка студентов к предстоящей самостоятельной деятельности по специальности включает в себя, с одной стороны, вооружение теоретическими знаниями, необходимыми в профессиональном труде, с другой – формирование профессиональных практических умений и навыков.
Умения и навыки формируются в процессе практической деятельности. Для этого необходимо многократное повторение действий, упражнений и тренировок. Формирование умений и навыков происходит в процессе выполнения студентами соответствующих заданий: расчётов, анализа ситуаций, выполнения производственных операций, организаторских действий и т.п.
В соответствии с учебным планом и образовательным стандартом практическая подготовка студентов в академии занимает почти 50% учебного времени. Она организуется: в ходе учебных занятий и во время отводимых с типовыми планами практик.
В ходе учебного процесса:
- на профилирующих и некоторых общеобразовательных кафедрах большинство практических или лабораторно-практических занятий проходят с использованием здоровых или больных животных, находящихся в виварии или клиниках академии. В текущем учебном году через виварий кафедрами академии было использовано 2466 животных (кафедрой физиологии – 980, акушерства – 45, эпизоотологии – 142, частного животноводства – 48, микробиологии – 269, терапии – 72, клинической диагностики – 63, патанатомии – 50, фармакологии – 654, ВСЭ – 86, БМЖ – 57 ) разных видов (кролики, собаки, свиньи, мыши и т.д.);
- по основным клиническим дисциплинам (акушерство, гинекология и биотехника размножения животных, общая, частная и оперативная хирургия, внутренние незаразные болезни, клиническая диагностика, эпизоотология, паразитология, болезни мелких животных, ветеринарно-санитарная экспертиза, технология, разведения, кормления) около 40 % учебного времени отводится на занятия студенческих групп в клиниках и выездные занятия на животноводческих фермах учхоза , животноводческих фермах и комплексах близлежащих хозяйств, на мясокомбинате, Витебской областной ветлаборатории, Витебской биофабрике, Витебском заводе ветеринарных препаратов, лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы рынков города, племпредприятий). Из всех отведённых часов на лабораторно-практические и клинические занятия:
- кафедра акушерства (всего практических 82 часа). Из них используется : на проведение учебных занятий на мясокомбинате 28 часов, в учебном хозяйстве 8 часов для акушерско-гинекологической диагностики коров и тёлок, остальные в клинике и лаборатории кафедры.
- кафедра хирургии (всего 68 часов). Из них студенты выезжают на ортопедическую обработку конечностей в ЗАО «Ольговское — 6 часов, по оперативной хирургии (всего 58 часов) на проведение учебных занятий на мясокомбинате — 18 часов, на проведение кастрации в ЗАО «Ольговское» и КУСХП им. Машерова – 8 часов, остальное время отрабатывают в клинике кафедры. При поступлении больных животных на кафедру проводятся операции независимо от тематического плана.
- кафедра паразитологии (всего 90 часов). Из них проводит выездное занятие по теме: «Паразитарное обследование фермы». Отработка техники дегельминтизации против трематодозов – 6 часов.
- кафедра эпизоотологии ( всего 110 часов). Из них выезжает для проведения дезинфекции, туберкулинизации на фермы учхоза – 6 часов, а также для ознакомления с работой Витебской биофабрики и Витебского завода ветеринарных препаратов – 4 часа.
- кафедра терапии (всего 92 часа). Выезжают в хозяйства для проведения практических занятий по отработке практических навыков, взятие крови и введение лекарственных веществ – 6 часов.
- кафедра клинической диагностики (всего 86 часов). Выезжает в учхоз для диспансеризации стада коров – 6 часов.
- кафедра зоогигиены (всего 84 часа). Из них выезжает в учхоз и э/б «Тулово» для оценки условий содержания животных – 10 часов, на государственные очистительные сооружения – 10 часов. — кафедра технологии (всего 64 часа на механизации 2 ЗИФ) выезжает в учхоз на машинное доение коров – 6 часов.
- кафедра разведения и генетики ( всего 124 часа — «Разведение» 3 ЗИФ) проводятся занятия по оценке экстерьера в э/б «Тулово» — 4 часа.
- кафедра ВСЭ (всего 74 часа) проводит выездные занятия на мясокомбинате – 8 часов и в лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы рынков города – 4 часа.
Студенты 4 курса приобретают навыки и умения во время круглосуточного дежурства в клиниках академии, на животноводческих фермах учхоза и базовых хозяйств – экспериментальной базы «Тулово», ЗАО «Ольговское» (родильное отделение – кафедра акушерства). За учебный год в клиниках академии амбулаторное лечение оказано более 1,5 тыс. (а именно 1673) различным животным и около 900 животным оказывалась стационарная лечебная помощь. А именно в клинике кафедры хирургии – 393 животным, клинике кафедры паразитологии – 245 животным , клинике кафедры эпизоотологии – 134 , в клинике кафедры акушерства – 124, в клинике кафедры клинической диагностики – 79, клинике кафедры терапии – 449, клинике болезней мелких животных – 249 животным. Студенты приобретают клинические и практические навыки во время курации больных животных, по результатам которой выполняется курсовая работа (история болезни). Заключительным этапом практического обучения на клинических кафедрах является проведение предметных зачётных занятий по практическим навыкам и умениям.
В ходе практического обучения, предусмотренного учебным планом, студенты первого и второго курсов проходят 4-х недельную учебную практику, где осваивают технологические процессы растениеводства, заготовки и хранения кормов, кормление с/х животных и механизацию отрасли животноводства.
Студенты старших курсов ( продолжительность практик составляет от 4 до 18 недель) проходят профессиональную подготовку в хозяйствах, в государственных ветеринарных учреждениях, животноводческих комплексах, птицефабриках, мясокомбинатах, на райветстанциях, племпредприятиях с которыми заключены договора. Имеется перечень хозяйств и предприятий, рекомендуемых в качестве базы производственной практики студентов, согласно которого заключаются договора академии с хозяйствами. Также заключены договора с 60 передовыми хозяйствами республики (в текущем году проходило 58 студентов) и 118 РВС. В академии разработан типовой договор с обязательствами двух сторон, он подписывается ректором академии и руководителями хозяйств или предприятий. На каждом факультете имеется программа практики, соответствующая учебным планам. Факультет ветеринарной медицины имеет программу практики на каждом курсе, зооинженерный сквозную программу.
Разработаны методические указания и задания по прохождению практик студентами. Кафедрами выдаётся студентам дополнительный материал, индивидуальные задания по подготовке курсовых и дипломных работ, а также документацию по профориентации.
Практика начинаются с инструктажа по охране труда, технике безопасности и производственной санитарии, пожарной безопасности. Перед началом практики руководитель знакомит студентов с её объемами, а также их правами и обязанностями.
Во время практики студенты ведут дневники и пишут отчёты. На период практики студентов организована выставка в методическом кабинете, где представлена отчетная документация по практикам. На закреплённых кафедрах и во время проверки на местах, преподавателями этих кафедр даются консультации по её ведению и правильному оформлению. Дневники подписываются в хозяйстве, где проходила практика, ставиться печать, хозяйством выдается характеристика на студента-практиканта. По окончании практики студенты сдают дневник, где отражена работа практиканта, отчет, характеристику и защищают отчетную документацию с отметкой в зачетной книжке. На 5-м курсе ЗИФ введен экзамен по практическим навыкам с занесение оценки в диплом. На ФВМ – Государственный экзамен.
Защита отчета о прохождении практики проводится на меж кафедральных комиссиях, состоящих из руководителей практик и преподавателей кафедр. При этом выясняется уровень теоретических знаний, плановый минимум усвоения студентом умений и навыков, определяющих уровень его профессиональной практической подготовки.
В прошедшем учебном году производственную практику и стажировку за рубежом (Швейцария, Германия, Англия, и др.) прошли 190 студентов, что позволило расширить познания в клинической и организационно-хозяйственной деятельности.
Велика роль практики в формировании гражданских и профессиональных качеств личности будущего специалиста. При правильной организации практики воспитательное воздействие на студентов оказывают как сама профессиональная деятельность, так и трудовой коллектив. Воспитывается сознательная трудовая и производственная дисциплина, добросовестное отношение к труду, коллективизм, бережливость, уважение к традициям трудового коллектива предприятия.
Производственная инновационная практика — самая сложная форма учебного процесса, как в организационном, так и в методическом плане; для её осуществления необходимо соединить интересы производства и академии, приспособить процесс обучения к практическим задачам конкретного предприятия, учреждения.
Структура производственной практики зависит от содержания практического обучения и должна обеспечивать целостную подготовку специалиста к труду, т.е. выполнение основных трудовых функций должностей, на которых может быть использован специалист согласно квалификационной характеристике. Важным условием успешного проведения производственной подготовки является формирование у студентов к моменту их выхода на практику первоначальных умений по специальности, полученных на лабораторных и практических занятиях, в процессе обучения. Наличие этих первоначальных умений помогает студентам активно включаться в трудовую деятельность. Целостное ознакомление с производством в период практики оказывает влияние на более осознанное и углублённое изучение учебных дисциплин после её окончания.
Практическое обучение является важнейшим этапом учебного процесса и выполняет главную задачу закрепления теоретических и практических знаний в условиях реального производства.
Практическое обучение является важнейшим этапом учебного процесса и выполняет главную задачу закрепления теоретических и практических знаний в условиях реального производства.
- ФВМ 5 курс – средний балл 4,18; ФВМ НИСПО 4 курс — 8, 44;
- ЗИФ 5 курс – 4, 27; ЗИФ НИСПО 3 курс – 7,87.
Студенческая Практика
Учебная практика является одним из основных видов подготовки студентов и представляет собой комплексные практические занятия дополняемые другими видами учебного процесса в ходе которых осуществляется формирование основных первичных профессиональных умений, широкое ознакомление с реальным производством по специальности и приобретение навыков в коллективе.
Учебная практика на 1 и 2 курсах проводится под руководством опытных преподавателей на базе учебного хозяйства академии экспериментальной базы «Тулово», э/б им. Шмырёва, ЗАО «Ольговское»
На 1-ом курсе студенты проходят практику в течении 3-х недель: по ботанике, зоологии, кормопроизводству, анатомии и приобретению навыков и умений по заготовке кормов. В связи с тем, что у нас на курсах много студентов и групп, при составлении графика на каждую группу приходится по два дня на каждую специальную практику. Эти два дня используются как зачётные дни практики (т.е. задания по практике студенты получают и выполняют в течении года).
По ботанике студенты осваивают основы гербаризации растений, заготовки, сушки и способов хранения лекарственного сырья; закрепляют знания по морфологии растений и навыки работы с определителем при распознании незнакомых видов.
По зоологии проводят сбор, каллектирование и сохранения добытых животных, их систематическое определение. Ведутся записи по наблюдению за животными в природе.
По кормопроизводству знакомятся с культурными пастбищами, с кормовыми культурами, их выращиванием, хранением, изучают технологию по заготовке кормов.
По анатомии практику проходят во время практического обучения в течении года ( по решению Совета ). Вырабатывают умения и навыки по определению областей тела организма и расположения животных с учётом их видовых и возрастных особенностей.
Всю свою работу по практике студенты отражают в рабочих дневниках.
На 2-ом курсе студенты проходят практику по основам зоотехнии, кормлению, механизации и приобретению навыков и умению по заготовке кормов. Как и на первом курсе (хотя практика проходит 4 недели) по графику на каждую специальную практику приходится 2 – 3 дня, также много студентов и групп.
По кормлению изучают навыки в приготовлении высококачественных травяных кормов, знакомятся с качеством концентрированных кормов, организацией кормления крупного рогатого скота, свиней, других видов животных в хозяйстве.
По механизации студенты знакомятся с механизированными технологическими процессами связанными с приготовлением кормов и обслуживанием с/х животных.
Остальное время студенты обоих курсов проходят практику по приобретению навыков и умению по заготовке кормов в хозяйствах ( учхозе академии, в отделениях «Подберезье», ЗАО «Ольговское», э/б «Тулово», э/б им. Шмырёва и т.д.). Студенты выполняют с/х работы.
Для того, чтобы студенты лучше закрепили свои практические знания предлагаем увеличить время прохождения практики и место прохождения практики должно соответствовать её специфики. В частности практика по механизации, кормлению, основам зоотехнии с выездом на животноводческие объекты.
На 3-ем – 5-ом курсах студенты проходят клиническую практику на производстве. Основные задачи клинической практики состоят в закреплении знаний, полученных студентами в процессе обучения, на основе глубокого изучения работы предприятий, учреждений и организаций, где студенты проходят практику, а также овладение производственными навыками, передовыми методами труда. Эту практику студенты проходят в основном по месту жительства, в связи с невозможностью большинства хозяйств обеспечивать питанием и жильем.
Со всеми районным ветеринарными станциями заключены договора о проведении производственной практики студентов (Гомельская область – 21 райветстанция; Гродненская – 17, Брестская – 16; Витебская – 21; Могилевская – 21; Минская – 22). А также заключены договора с 60-тью передовыми хозяйствами республики ( Брестская область – 9; Витебская — 9; Гомельская – 9; Гродненская – 9; Минская – 12; Могилёвская – 12).
На 3-ем курсе клиническую практику студенты проходят по клинической диагностике, зоогигиене, фармакологии, ветеринарной радиологии, микробиологии. Студенты более углублено усваивают теоретические знания, обучаются профессиональным навыкам, осваивают технологию ведения животноводства. Практика проходит в течении 4-х недель. Одну неделю в диагностическом отделе РВС остальное время в хозяйстве. За период практики студенты обязаны выполнить весь объем программы практики.
На 4-ом 5-ом курсах студенты проходят практику по внутренним незаразным болезням, хирургии, акушерству, патанатомии, эпизоотологии, паразитологии, организации и экономики ветеринарного дела. На 4-ом курсе практика проходит 4 недели на хозяйственных предприятиях. На 5-ом курсе две недели в диагностическом отделе РВС и две недели в лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы, остальное время на с/х предприятиях. Студенты закрепляют теоретические и практические знания в условиях реального производства. Контроль за прохождение практики осуществляет преподавателями академии закрепленными за данным районом. По результатам практики студент предоставляет отчёт, дневник и характеристику. Студент защищает её итоги на межкафедральной комиссии.