Сучков А.К., заведующий кафедрой физического воспитания и спорта (Витебская ордена «Знак Почета» государственная академия ветеринарной медицины)
Повышение уровня физической подготовленности студентов различных специальностей на основе формирования личностно ориентированного и профессионально направленного вариативного компонента учебной дисциплины «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА». Часть 1
В статье предложено одно из возможных решений значимой проблемы современного образовательного процесса по физической культуре в учреждениях высшего образования – снижения (по сравнению с показателями прошлых десятилетий) уровня физической подготовленности студентов. Авторская разработка актуальна для физической подготовки студентов, будущая производственная деятельность которых зачастую связана с неблагоприятным влиянием внешних и внутренних факторов. Для выпускников, на профессиональную деятельность которых негативные факторы не оказывают столь существенного влияния, повышение уровня физической подготовленности является залогом их работоспособности, укрепления здоровья и творческого долголетия.
The article offered one possible solution to a significant problem of the modern educational process on physical culture in institutions of higher education – reduction (compared to previous decades), level of physical readiness of students. Authorial project is relevant for physical training of students, future professional activities which are often associated with adverse effects of external and internal factors. For graduates, the professional activities of the negative factors do not have such a significant effect, increasing the level of physical readiness is the key to their operability, promoting health and creative longevity.
Введение
Физической готовности выпускников к будущей работе по специальности уделяется должное внимание, что, например, для будущих специалистов агропромышленного комплекса (АПК) имеет особое значение в связи с необходимостью учета ряда приведенных ниже неблагоприятных производственных условий. В то же время процесс физического воспитания студентов учреждений высшего образования аграрного профиля осложняется выявленной тенденцией к снижению уровня их физической подготовленности (УФП). Это подтверждают проводимый нами анализ литературных источников [1, 2, 3, 4, 5], а также собственные исследования (рисунок 1).

Рисунок 1. – Сопоставление данных тестирований студентов учреждения высшего образования «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия» прошлых лет (1970 – 2000 гг.) с данными автора (2010 г.)
Вышеуказанное обусловливает необходимость разработки эффективных методик повышения УФП студентов и их интеграции в профессионально направленный образовательный процесс.
Основная часть
Профессиональная направленность учебной дисциплины «Физическая культура» обусловлена принципом компетентностного подхода, определяющим систему требований к организации образовательного процесса, направленных на усиление его практикоориентированности, повышение роли самостоятельной работы студентов по разрешению задач и ситуаций, моделирующих социально-профессиональные проблемы. Таким образом, для каждой профессиональной деятельности рационально определять соотношение компонентов как в комплексе «физическая подготовленность», так и в ее составляющей – «физические качества». Следовательно, в процессе физической подготовки студентов учреждений высшего образования к предстоящей профессиональной деятельности совершенствованию профессионально значимых физических качеств следует отдавать приоритет. Проведенные нами исследования – анализ документов, наблюдения за практиками студентов, анкетирование выпускников, беседы со специалистами агропромышленного комплекса, показали, что и современным выпускникам учреждений высшего образования требуется достаточно высокий уровень развития физических качеств. Так, например, для специалистов АПК, профессиональная деятельность которых зачастую связана с возможными неблагоприятными погодными условиями, нестабильным рабочим графиком, вредными объектами, определенной долей ручного труда, удаленностью производственных участков – профессионально значимыми физическими качествами являются выносливость и сила. Это подтверждают приведенные ниже диаграммы, построенные по данным исследователей разных лет – А.А. Померанцева (1986), С.А. Московских, Н.Г. Деминцева (1986) [6], И.П. Круглика (1988) [7], А.К. Сучкова (2005 – 2015) (рисунок 2).
Однако, для повышения уровня физической подготовленности студентов на основе приоритетного развития выносливости и силы не является достаточным овладение традиционным курсом «Физическая культура» с выполнением унифицированных зачетных норм и требований. Эту задачу в современных условиях следует решать на основе формирования учебной дисциплины инвариантной и вариативной составляющими. Инвариантная составляющая формирует у студентов их базовую физическую культуру, обеспечивая при этом приобщение к общекультурным и национально значимым ценностям. Вариативная часть, учитывающая личностные особенности, интересы и склонности студентов, позволяет индивидуализировать процесс обучения. Принцип вариативности личностно ориентированного обучения предполагает разнообразие содержания и форм образовательного процесса, предоставление образовательного выбора, как педагогам, так и самим обучающимся. Самоопределение и самореализация студента через овладение разнообразными формами получения знаний способствует их применению в нестандартных ситуациях. Вариативность обучения и воспитания обеспечивает дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса, способствует осмыслению и принятию студентами ценностей образования [8, 9, 10]. Следовательно, решать современные образовательные задачи в учреждениях высшего образования следует исходя из общих требований к формированию социально-личностных компетенций выпускника, определяемых принципами гуманизации, фундаментализации, компетентностного подхода, социально-личностной подготовки, междисциплинарности и интегративности социально-гуманитарного образования (продолжение статьи см. часть 2 и часть 3).