Сучков А.К., заведующий кафедрой физического воспитания и спорта (Витебская ордена «Знак Почета» государственная академия ветеринарной медицины)
Повышение уровня физической подготовленности студентов различных специальностей на основе формирования личностно ориентированного и профессионально направленного вариативного компонента учебной дисциплины «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
В статьеВ статье (состоит из 3-х отдельных частей) предложено одно из возможных решений значимой проблемы современного образовательного процесса по физической культуре в учреждениях высшего образования – снижения (по сравнению с показателями прошлых десятилетий) уровня физической подготовленности студентов. Авторская разработка актуальна для физической подготовки студентов, будущая производственная деятельность которых зачастую связана с неблагоприятным влиянием внешних и внутренних факторов. Для выпускников, на профессиональную деятельность которых негативные факторы не оказывают столь существенного влияния, повышение уровня физической подготовленности является залогом их работоспособности, укрепления здоровья и творческого долголетия.
The article offered one possible solution to a significant problem of the modern educational process on physical culture in institutions of higher education – reduction (compared to previous decades), level of physical readiness of students. Authorial project is relevant for physical training of students, future professional activities which are often associated with adverse effects of external and internal factors. For graduates, the professional activities of the negative factors do not have such a significant effect, increasing the level of physical readiness is the key to their operability, promoting health and creative longevity.
(Часть 2 является продолжением части 1.)
Принцип гуманизации является приоритетным из перечисленных принципов. Он обеспечивает личностно ориентированный характер образовательного процесса и творческую самореализацию студента. Руководствуясь этим принципом, необходимо в большей мере предоставлять учащимся право выбора вида спорта для физического совершенствования, мотивируя их тем самым к учебным занятиям и повышая качество образовательного процесса. Проведенные нами ранее исследования определяют виды спортивной борьбы как востребованные у студентов виды спорта для совершенствования на учебных занятиях по «Физической культуре» [8].
В то же время, при формировании личностно ориентированного и профессионально направленного образовательного процесса возможны противоречия: между требованиями социального заказа и развитием индивидуальных особенностей студентов; между их потребностями и возможностями; между обязательным и вариативным компонентами учебной дисциплины, и т.п. Например, как показывает практика, традиционные средства развития выносливости (циклические виды спорта) не всегда бывают востребованы студентами по ряду причин, а тренировочные средства популярного в студенческой среде вида спорта – спортивной борьбы – не ориентированы на достижение высокого уровня указанного профессионально значимого физического качества. Вследствие этого мотивация к профессионально направленным учебным занятиям по «Физической культуре» снижается, негативно влияя на качество образовательного процесса, что наряду с экологической обстановкой, низкой двигательной активностью современной молодежи, другими объективными и субъективными факторами является причиной отрицательной динамики уровня физической подготовленности студентов.
Разрешение указанных противоречий возможно на основе интеграции вышеуказанных принципов гуманизации и компетентностного подхода – разработке профессионально направленного вариативного компонента учебной дисциплины «Физическая культура». Гуманистическую составляющую обеспечивает использование на учебных занятиях по «Физической культуре» тренировочных средств спортивной борьбы – востребованного у студентов вида спорта и являющегося вариативным компонентом образовательной программы. Профессиональная направленность вариативного компонента обусловлена авторской методикой повышения уровня физической подготовленности студентов на основе приоритетного развития профессионально значимых физических качеств студентов вышеуказанных специальностей – выносливости и силы. Отличительная особенность методики заключается в сочетании традиционных и инновационных способов развития физических качеств, в непрерывном, поэтапном совершенствовании выносливости и силы студентов. Новизна разработки состоит в привлечении тренировочных средств спортивной борьбы, не использующихся в традиционной практике физического воспитания студентов, для развития указанных физических качеств. При этом развитию выносливости (таблица 1) отводится 65 часов в год (53 % практических занятий).
Периодичность применения средств и методов подчинена построению образовательного процесса по учебной дисциплине «Физическая культура» в учреждении высшего образования аграрного профиля и соответствует рекомендуемой периодичности развития видов выносливости. В начале первого семестра основное тренировочное время отводится совершенствованию выносливости к аэробным, равномерным и глобальным нагрузкам. В дальнейшем увеличивается время на совершенствование выносливости к региональным и локальным мышечным напряжениям, удерживающей (статической) работе, неравномерным анаэробно-лактатным и анаэробно-алактатным нагрузкам.
Таблица 1. – Методическая карта развития выносливости
Периоды |
Основной метод тренировки |
Тренировочные средства |
Дозировка на одном занятии |
Интенсивность, ЧСС |
|
1-й семестр |
Сентябрь |
Стандартно-непрерывного |
Кросс |
15–20 мин |
130–140 уд/мин |
Спортивные игры |
15–20 мин |
120–150 уд/мин |
|||
Борьба |
30 мин |
120–140 уд/мин |
|||
Октябрь |
Интервальный |
Спортивные игры |
15–20 мин |
140–160 уд/мин |
|
Борьба |
50 мин |
130–150 уд/мин |
|||
Ноябрь |
Интервальный |
Спортивные игры |
15–20 мин |
140–160 уд/мин |
|
Борьба |
50 мин |
130–150 уд/мин |
|||
Декабрь |
Переменный |
Лыжи |
40 мин |
130–150 уд/мин |
|
2-й семестр |
Февраль |
Повторный |
Плавание |
40 мин |
130–150 уд/мин |
Учебно-тренировочные схватки |
7 мин |
140–160 уд/мин |
|||
Март |
Интервальный с напряженными |
Спортивные игры |
15–20 мин |
140–170 уд/мин |
|
Борьба |
50 мин 7 мин |
130–150 уд/мин 150–175 уд/мин |
|||
Апрель |
Интервальный с напряженными |
Спортивные игры |
15–20 мин |
140–170 уд/мин |
|
Борьба |
50 мин 7 мин |
140–150 уд/мин 150–175 уд/мин |
|||
Май |
Стандартно-непрерывного |
Кросс |
15–20 мин |
140–160 уд/мин |
|
Спортивные игры |
15–20 мин |
140–160 уд/мин |
|||
Борьба |
30 мин |
140–150 уд/мин |
Средствами совершенствования силовых способностей являются упражнения специальной физической и общефизической подготовки борца (таблица 2).
Таблица 2. – Методическая карта развития силы
Краткое описание |
Метод |
Дозировка на одном |
1. Лазание по |
Стандартно-повторного интервального упражнения |
2 повторения, 1 раз в неделю |
2. Упражнения с партнером на плечах |
Стандартно-повторного интервального упражнения |
3×30 с, 1 раз в неделю |
3. Упражнения на борцовском мосту с отягощениями |
Сопряженного |
2×30 с, 2 раза в неделю |
4. Различные варианты поднимания партнера |
Сопряженного |
4 повторения,1 раз в неделю |
5. Теснения |
Сопряженного |
3×30 с, 2 раза в неделю |
6. Броски манекена |
Сопряженного |
2×30 с, 2 раза в неделю |
7. Простейшие формы борьбы |
Игровой |
По плану занятия, |
8. Учебно-тренировочные |
Вариативного интервального упражнения |
По действующим правилам, |
9. Игры с элементами единоборства |
Игровой |
По плану занятия, |
10. Силовые упражнения в положении партера |
Сопряженного упражнения |
2×15 с, 2 раза в неделю |