В 21 веке из средств СМИ можно часто услышать: «Сельское хозяйство – это модно, это инновационно, на него нужно обратить внимание».
Однако городские школьники очень мало знают о сельском хозяйстве и профессии людей, которые в нем работают. После вопроса о том, что такое «Зоотехния» или кто такой «Зооинженер», в классе, как правило, тишина. Всегда вслед спрашиваешь: «Востребована ли профессия зооинженера в стране?», и часто возникает ответ: «Если мы про нее не знаем, значит, нет!».
И тогда объясняешь, что профессия зооинженера была и будет всегда актуальной, востребованной и хорошо оплачиваемой на рынке труда, так как именно зооинженер, в первую очередь, обеспечивает продовольственную безопасность страны. Под продовольственной безопасностью следует понимать такое состояние экономики, при котором, независимо от конъюнктуры мировых рынков, гарантируется стабильное обеспечение населения продовольствием в количестве, соответствующем научно обоснованным параметрам (предложение), с одной стороны, и создаются условия для поддержания потребления на уровне медицинских норм (спрос) – с другой.
У школьников часто возникает вопрос: «В чем цель продовольственной безопасности?». Главная цель достижения продовольственной безопасности – гарантированное и устойчивое снабжение перерабатывающих предприятий сырьем, а населения – продовольствием, не подверженное влиянию внешних и внутренних неблагоприятных воздействий. Оно не должно быть уязвимым даже в случае роста цен, нехватки валюты, эмбарго на поставки извне.
Родители выпускников школ часто задают вопрос: «Что может молодой специалист-зооинженер после окончания академии, без опыта работы?». Зооинженер–специалист по содержанию животных животноводческих ферм и зоопарков. Зооинженер после обучения в Витебской академии ветеринарной медицины может организовывать и контролировать производство животноводческой продукции; добиваться улучшения ее качества и снижения себестоимости (для сельского хозяйства); обеспечивать рациональное содержание, кормление и использование животных в соответствии с принятой технологией и планом селекционно-племенной работы; вести зоотехнический и племенной учет и отчетность по животноводству; проводить мероприятия по обеспечению животных помещениями, кормами и др.
Многие руководители предприятий, районов, городов и областей, а также видные политики и дипломаты по своей квалификации – зооинженеры. Зооинженер – это менеджер, который несет определенные и функциональные обязанности: создание оптимальных условий для животных, содержащихся в неволе, в том числе подбор рациона, организация воспроизводства (надо быть готовым к экстремальным ситуациям, требующим быстроты и четкости решения вопроса). При этом главная функция зооинженера – это работа с людьми, а не с животными. Он не кормит, не ухаживает за животными, а обучает работников производства этим операциям и контролирует их выполнение.
На вопрос абитуриентов: «Зоотехния – это сельскохозяйственная или биологическая специальность?» можно ответить незамедлительно, что зоотехния – это, в первую очередь, биологическая специальность, поэтому специалисту для работы нужно знать: зоологию, анатомию и физиологию сельскохозяйственных (для ферм) и экзотических (для зоопарка) животных, генетику, зоогигиену, ветакушерство, экономику отрасли и предприятия, технологию переработки и производства продукции, вопросы охраны труда и окружающей среды.
Когда перечисляешь абитуриентам профессиональные качества зооинженеров, многие выпускники школ находят то, что близко им, и никогда бы они не подумали, что настолько близка для них эта профессия. Профессиональные качества зооинженера: любовь к животным, быстрота реакции, аккуратность, чувство ответственности, организаторские способности, наблюдательность.
«Зоотехния» (от греч. zooh – животное, techne – искусство, мастерство) – наука о разведении, кормлении, содержании и использовании сельскохозяйственных животных; теоретическая основа отрасли сельского хозяйства животноводства.
Основные сферы профессиональной деятельности выпускника специальности «Зоотехния»: обоснование и разработка планов селекционно-племенной работы с сельскохозяйственными животными; организация полноценного кормления сельскохозяйственных животных в конкретных технологических условиях для получения высококачественной продукции; разработка экологически безопасных условий содержания и профилактика заболеваний сельскохозяйственных животных; организация воспроизводства стада; разработка технологических приемов направленного выращивания ремонтного молодняка сельскохозяйственных животных; разработка и осуществление энергосберегающих технологий производства продукции животноводства; разработка и организация производства высококачественной продукции; разработка и внедрение технологий переработки продукции животноводства; организация производства, хранения, первичной переработки животноводческой продукции в условиях сельскохозяйственных предприятий разных форм собственности; организация и проведение учебы кадров массовых профессий; организационно-управленческая и научно-исследовательская деятельность.
После окончания академии выпускники специальности «Зоотехния» работают в качестве руководителей и специалистов в крупных аграрных предприятиях, селекционно-гибридных центрах и свиноводческих комплексах, племенных заводах, госплемпредприятиях, райплемстанциях, комбикормовых заводах, промышленных птицефабриках, в кинологических питомниках, конноспортивных школах и центрах, зоопарках, заповедниках, занимаются бизнесом по разведению и продаже непродуктивных животных, продаже кормов и кормовых добавок.
Все, кто хоть в какой-нибудь степени причастен к домашним и сельскохозяйственным животным, постигают основы зоотехнической науки – зоотехнии. Ведь любое животное, от коровы до кошки, нужно правильно кормить, создавать необходимые условия, чтобы ему хорошо жилось, и, конечно, получать от него приплод. Все эти заботы – кормление, содержание, разведение и эксплуатация – и составляют основу зоотехнии. Ведь, подобно скульптору и живописцу, зоотехник создает животное, которого не было в природе ранее.
Н.И. Гавриченко, ректор академии
Д.Н. Федотов, Проректор по воспитательной работе