Изучаем народные традиции
Обряд крещения ребенка и катание “бабули”
На кафедре экономической теории и истории студенты 1 курса БТФ специальности “Ветеринарная фармация”, изучая традиции белорусов, воссоздали народный обряд крещения ребенка, являясь участниками театрализованного действия.
Данный обряд – крещение ребенка и катание “бабулі” – используется и сегодня в некоторых районах Беларуси, например, в г. Докшицы и Докшицком районе.
Крестины в жизни человека, даже маленького, являются очень важным событием. Церковь приравнивает это событие ко второму рождению человека – духовному. Маленького человечка принимали в духовную общину. После возвращения из храма, где крестили ребенка, в доме организовывали торжество, на которое приглашали соседей и родственников. Праздничный стол накрывали по-особому – здесь преобладала выпечка и сладости (хлеб белый, блины с вареньем, печенье, хворост, пирожки, конфеты, а также колбасы, “гарэлка”, мясные и другие блюда). Сегодня, конечно, кухня довольно разнообразна, но сладости и мучные изделия всегда присутствуют.
После застолья участники крестин угощались “бабулінай” кашей (варили из перловой, пшенной крупы), которую нужно было выкупить за деньги. Этот торг обычно превращался в очень весёлый спектакль между участниками праздника. В давние времена кашу варила “бабуля” или повивальная бабка, которая принимала роды. Сегодня эту роль берет на себя женщина, в первый раз выкупавшая ребенка. Участники действия становились в круг: каждый должен был купить ложку (или черпак) каши за деньгі, которые собирала “бабуля” и отдавала молодой матери на предметы купания малыша. В некоторых деревнях весь горшочек с кашей выкупал крестный.
Затем гости украшали телегу (детскую коляску, носилки, “начоўкі” и т.д.), садили в нее “бабулю“ в разноцветных лентах с “кіем” либо палкой (могли быть 1-2 или несколько таких палок, сделанных из дуба) и катали по деревне. Вся эта компания с песнями и музыкой, хлопаньем в ладоши, стуком в пустые ведра и кастрюли ходила по улицам и угощала “гарэлкай” (или вином) с закуской тех, к кому приходила в дом. Все эти действия были для того, чтобы поделиться радостью рождения ребенка. В основном приходили в те дома, где жила молодежь и семьи, которые хотели иметь детей. Важным моментом была передача “кія” (палки) хозяину дома, которым стучали в глухой угол, стены которого не имели окон. Данный важный атрибут обряда символизировал мужскую силу. Таким образом, согласно народным традициям, передавалась “эстафета” прихода новой жизни в наш мир. Этот “кій” оставляли в доме. А затем катили “бабулю” к следующему дому. Если по ошибке вся веселая компания заходила к пожилым людям, последние чаще всего махали руками и показывали на те дома, где жила молодежь. Но от положенных сто грамм никто не отказывался.
Вот и мы провели весело время, возможно, еще где-то вспомнится этот обряд, который приносит веселье и радость в белорусские семьи. Спасибо ребятам 1 курса БТФ специальности “Ветеринарная фармация” за участие!
Студентка 3 курса факультета
ветеринарной медицины 13 группы
Чунаева Светлана Владимировна,
заведующий кафедрой экономической
теории и истории,
кандидат психологических наук,
доцент С.Ю. Девятых,
кандидат исторических наук,
доцент Н.К. Юргевич.