Эндоскопия и все ее этапы на СНК «Диагностика»
На прошлых выходных, в субботу (12.03.2022 г.), заведующий кафедрой клинической диагностики Богомольцев Александр Валерьевич провел для нас мастер-класс по теме «Эндоскопия», где мы изучили как теоретические аспекты данного метода исследования, так и практические. А также каждый студент смог попробовать самостоятельно провести исследование и достать инородный предмет из специального «тренажера», но об этом чуть позже.
Занятие началось с разбора теоретических моментов, а именно: сущность метода эндоскопии, ее виды и особенности проведения исследования.
Александр Валерьевич подробно рассказал о существовании множества видов эндоскопических исследований, проводимых с диагностической и терапевтической целью, а именно:
- эзофаго-, гастро-, дуоденоскопия (осмотр пищевода, желудка, двенадцатиперстной кишки);
- колоноскопия (осмотр толстого отдела кишечника);
- энтероскопия (осмотр тонкого отдела кишечника);
- ларинго-, трахео-, бронхоскопия (осмотр гортани, трахеи и бронхов);
- кольпо-, гистероскопия (осмотр влагалища, полости и шейки матки);
- артроскопия (осмотр суставных капсул).
Благодаря мастер-классу ребята узнали, что эндоскоп — это сложная оптическая система, которая позволяет ветеринарному врачу получить четкое и высококачественное изображение той области, которая исследуется с учетом многократного увеличения.
Затем мы приступили к изучению составных частей аппарата. Узнали назначение каждой кнопки и фиксатора на рабочей головке эндоскопа, как включить подачу света, воздуха и воды, сделать фотографию или видеозапись. Также нам была предоставлена возможность детально рассмотреть различные манипуляторы: гексагональные, 2-лепестковые петли, щипцы «крысиный зуб», «длинный аллигатор», корзина литотомическая, а также щипцы биопсийные стандартные, с помощью которых можно осуществить забор биоматериала с диагностически значимых участков.
Особое внимание студенты уделили подготовке животного перед исследованием. Первым делом была назначена 12-часовая голодная диета, чтобы избежать рвоты в процессе манипуляций, выбран оптимальный способ введения пациента в наркоз, а также подобран необходимого размера зевник для безопасной работы в ротовой полости.
Итак, приступим к практической части нашего занятия.
Дабы скрасить наше субботнее утро, исследование началось со слов «окунемся в богатый и глубокий внутренний мир нашей волшебной собаки». Студенты с улыбкой на лице и особой осторожностью взвесили нашего пациента, а точнее пациентку – собаку Мирту, чтобы рассчитать необходимую дозу препарата для наркоза.
Преподавателем были назначены ответственные студенты для контроля за дыханием и сердцебиением собаки. Сам процесс эндоскопии занял около 20 минут. За это время нам удалось воочию увидеть изнутри гортань, трахею, пищевод и желудок. Благодаря Александру Валерьевичу и его профессионализму мы получили четкое изображение слизистой оболочки, убедились в отсутствии инородных предметов и отправили нашего пациента отдыхать с заключением «здоров».
Затем каждый студент имел возможность самостоятельно найти и извлечь инородные предметы из импровизируемого тренажера, состоящего из емкости и плотной светонепроницаемой перчатки, туго натянутой на горлышко с отверстием, имитирующим пищевод. С помощью различных манипуляторов ребятам удалось достать такие предметы, как: резиновая игрушка «бонстик» (что на самом деле является частым случаем в ветеринарной практике в последнее время), монеты, различные бусинки и скрепки, кусочки ткани и тому подобное.
Занятие вышло очень информативным и увлекательным. Благодаря СНК «Диагностика» студенты сделали еще один шаг навстречу своей ветеринарной профессии, смогли рассмотреть состояние слизистой оболочки органов изнутри, разобраться с управлением эндоскопа, а также повторить уже ранее пройденные дисциплины – анатомия, физиология, патологическая физиология, которые тесно связаны с таким методом исследования, как эндоскопия.